Социалистический реализм.Часть 1.
В современных городах наряду с архитектурными произведениями до революционного времени соседствуют здания эпохи Сталина. Они так же являются памятниками архитектуры и монументами своей эпохи.
Началом периода сталинской архитектуры послужил снос Храма Христа Спасителя, возведенный архитектором К.А. Тон в период царствования Александра I в честь победы над Наполеоном в 1812 году. Это был самый большой собор страны. Одно из важных сооружений России. Неудивительно, что в 1931 году решено было снести собор и на его месте возвести не менее монументальное и величественное здание-Дворец Советов - главное здание страны. Выше, чем американские небоскребы, со 100 метровой статуей Ленина. Оно должно было символизировать окончательную победу социализма.
Для разработки проекта здания был организован международный конкурс. Целью его было не просто формирование внешнего облика дворца, а создание величественного социалистического стиля советской архитектуры.
В 30-е годы считалось, что благосостояние населения и всей страны возросло. Это должно было отразиться в архитектуре – богатой и красивой, выражающей величие социалистической идеи и заботу товарища Сталина о человеке. Торжественный и триумфальный вид городских построек должны были помочь человеку втянуться в идеи социалистического общества, возвышать его (человека), создавать иллюзию радости и торжественности.
Историки считают, что Дворец Советов для страны был совершенно бессмысленным и очень дорогим зданием, так как оно предполагалось в основном для митингов. Главный зал на 15000 человек с президиумом на 300 человек и сценой, где одновременно могли бы выступать 500 человек.
Требования к проекту: центральная композиция с башней, никаких церковных и христианских мотивов. Никаких напоминаний о разрушенном Храме Христа Спасителя.
Через несколько лет проектирования появился результат. Проект, предложенный архитектором Б. Иофаном -: « стройная динамическая композиция из нескольких ребристых цилиндров, высотой около пятисот метров, высота статуи Ленина — сто метров». Принадлежность к известным архитектурным стилям определить было сложно.
До 1932 года в СССР ни один стиль в архитектуре не был объявлен «правильным». Анализ стилей на предмет «реалистичности» показал:
В египетском стиле нереалистичные растительные колонны.
Готика делает пространство бесконечным.
Возрождение смыкается с античностью и уже более реалистично.
Барокко не реалистично. В ней много движения.
Ампир уже приближается к реализму и античности.
Конструктивизм непластичен, бесчувственен.
Античная архитектура – самая реалистичная и конкретная.
Таким образом, новое направление не должно иметь бесконечности и перетеканий, незавершенных композиций. «Понятная народу» архитектура. Все элементы на своем месте и символизируют процветание страны. Жилые дома должны поддерживать общее стилистическое направление всей магистрали. «В наших условиях не может и не должно быть ни одного здания, не связанного с архитектурой соседнего здания».
В 1933 году активно ведется военное строительство: Военно-транспортная академия (архитектор Щусев А.В., конструктивизм), Наркомат обороны и Военная академия им. Фрунзе (Л. В. Руднев, романтический стиль).
Ведется строительство санаториев. Правительственный санаторий в Барвихе (Б. Иофан, конструктивизм). В 1927 году Щусев строит в Мацесте конструктивистский санаторий, а в 1936 году проектирует в классике крупный и очень торжественный санаторий ≪Псырцха≫ на месте Новоафонского монастыря в Абхазии.
В 30-х годах строится много Дворцов культуры для массовых мероприятий.
Немаловажное место занимает строительство каналов Беломоро-Балтийского (1930—1932) и канала Москва — Волга (1932—1937). Обработка шлюзов и набережных должны были иметь не менее триумфальный вид, чем городские постройки.
1935 год- построена первая линия метро. Вестибюли были спроектированы как дворцы с богатой отделкой. Таким образом показывая заботу о населении – «каждый москвич может побывать во дворце»(при отсутствии в то время массового строительства жилья и обыденность коммуналок).
На станции метро "Новокузнецкая" установили скамьи, изготовленные из мрамора, снятого с Храма Христа Спасителя, на которых некогда были высечены имена героев войны 1812 года. Оставшуюся часть плит раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а другую часть пустили на облицовку домов. Есть мнение, что мрамором Храма выложили станции "Кропоткинская" и "Охотный ряд", но так же есть мнение, что сначала путевые стены станции были покрыты метлахской плиткой, а потом его заменили на уральский мрамор "коелга".
1931 год проходит еще конкурс на строительство гостиницы Моссовета (гостиница «Москва») и строительство гостиницы «Интурист» в Ленинграде Евгения Левинсона и Игоря Фомина.
1934 год вдохновленные императорским Римом, архитекторы Г. и М. Бархины проектируют Большой театр в Минске, «который должен отражать успехи на всех фронтах социалистического строительства БССР».
Театр Красной Армии (Алабян и Симбирцев). План здания имеет форму пятиконечной звезды. Здание стало образцом архитектурного образа, идеально выражающее дух эпохи.
Таким образом, к началу второй мировой войны в советской архитектуре появился свой узнаваемый стиль- «социалистический реализм».
Сталинские жилые дома были также оформлены в выбранном стиле и имели агитационный мотив в декорировании фасадов.
В конце 1920-х — начале 1930-х годов в районе Щемилково в Ленинграде был построен Щемиловский жилмассив. В 50-х годах была создана Ивановская улица и завершена застройка района. Улицу Большая Щемиловка в 1940 году переименовали в Фарфоровскую, а Малую Щемиловку - в улицу Полярников. Память о Щемиловке сейчас ничто не увековечивает.
Внутренняя планировка квартир была обыкновенной. У архитекторов интереса к ней не было. И с 1940-х годов начинается строительство «типового» жилья. Прототипом для них стал итальянский палаццо. В советских республиках допускалось декорирование фасадов национальными архитектурными элементами.
В Москве активно застраивался центр города новыми величественными зданиями .В Ленинграде же решено было оставить исторический центр прежним, а современный центр перенести на Московский проспект. Главным зданием должен был стать Дом советов (арх. Н. Троцкий, 1940).
В Москве для расширения улиц некоторые здания перемещали (причем, все коммуникации оставались в рабочем состоянии). Так поступили с домом Саввинское подворье на Тверской улице. Его переместили 49 м 86 см пока жильцы мирно спали.
Продолжение...